
Все говорят про ткань, про фурнитуру, а про толстовка крой часто вспоминают в последнюю очередь. А зря. Именно он, этот самый крой, превращает банальную кофту в ту самую, которую не хочется снимать. Или наоборот — делает её неудобной, хоть и сшита из самого дорогого флиса. Сейчас объясню, почему.
Вот смотрите, приходит заказчик и говорит: ?Хочу оверсайз, как у всех?. А что такое этот ?оверсайз?? Для одного это свободные плечи, для другого — удлинённая спинка, для третьего — просто на два размера больше. И если не копнуть глубже, получится мешок. Настоящий продуманный крой свободного покроя — это баланс. Например, мы для ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт разрабатывали серию уличных толстовок. Задача была — создать ощущение свободы, но чтобы рукав не сползал на кисть, когда поднимаешь руку, а капюшон не натягивался на глаза. Это не просто увеличить все лекала на 5 см.
Здесь важны углы. Угол наклона плеча, посадка проймы — если их сделать слишком прямыми, даже свободный силуэт будет сковывать движение. Мы делали несколько примерок на разных фигурах, и оказалось, что для того самого комфортного ?оверсайза? нужно немного заузить крой в нижней части проймы, но оставить расширение к манжету. Конкретно для их линейки спортивной одежды это сработало — отзывы потом были хорошие, что в движении удобно.
И ещё один момент, о котором часто забывают в погоне за трендом — это длина изделия. Слишком длинная толстовка в свободном крое будет задираться и пузыриться на поясе, когда садишься. Пришлось на практике подбирать оптимальную длину относительно ширины. Это и есть та самая работа с толстовка крой, которая не видна на картинке, но чувствуется на теле.
Был у нас опыт, печальный, но показательный. Делали партию корпоративных толстовок для одной сети кафе. Хотели сделать аккуратный, приталенный силуэт, чтобы смотрелось на бариста строго. Взяли за основу классический крой спортивной толстовки, но сделали боковые швы уже.
И вот тут ошибка: не учли динамику. Бариста постоянно тянется, наклоняется, поворачивается. Приталенный крой, хороший для статики, в этих движениях начал ?сидеть? как мешок — ткань собиралась в складки на спине, потому что не было заложено нужное расширение в области лопаток. Партия в итоге ушла со скидкой как неудачная. Вывод простой: крой должен соответствовать сценарию носки. Для корпоративной рабочей одежды, как в ассортименте ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, это особенно критично. Униформа должна работать, а не просто быть.
После этого случая мы теперь всегда спрашиваем: ?А что в этой одежде будут ДЕЛАТЬ??. И вносим коррективы в лекала. Скажем, для курьеров добавляем свободу в плечевом поясе и усиливаем подмышки, а для офисного мерча просто играем с длиной.
Давайте разберём на примере капюшона. Многие думают, что главное — чтобы влез. На деле же, плоский, необъёмный капюшон на толстовке с хорошим кроем будет морщиться на затылке и давить на темя. Нужен трёхмерный крой, часто с дополнительной вытачкой или рельефным швом. Мы на сайте psodesign.ru в некоторых моделях как раз используем капюшон с центральным швом и регулировкой. Это не для красоты — это чтобы он облегал голову, а не болтался, и чтобы под него можно было надеть бейсболку, что для функциональной одежды для активного отдыха важно.
Манжеты и низ — отдельная история. Резинка-резинке рознь. Жёсткая, неэластичная резинка испортит любой, даже самый идеальный крой. Она будет впиваться или, наоборот, растянется и не восстановит форму. Мы перепробовали кучу поставщиков, пока не нашли оптимальное соотношение ширины вязки, состава (часто лайкра нужна) и плотности. Плоский шов на манжете — тоже must have, иначе натирает.
И карманы. Кенгуру — визитная карточка толстовки. Но если его втачать как попало, он будет оттопыриваться и перекашивать весь перед. Нужно учитывать тянущесть основного полотна и располагать карман так, чтобы нагрузка от содержимого не деформировала силуэт. Иногда стоит сделать его уже или с небольшим наклоном.
Здесь вечный спор. Мой ответ: они неразделимы. Самый крутой хлопковый флис будет плохо сидеть, если крой не учитывает его усадку после первой же стирки. И наоборот, сложный крой с рельефами может быть бессмысленным на тонком, струящемся материале — он просто не будет держать форму.
Работая с поставками для ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, мы всегда сначала смотрим на ткань. Плотный флис для спортивной линии позволяет делать более чёткие, даже немного конструктивные силуэты. А для лёгких полартеков, которые идут в раздел функциональной одежды, крой должен быть более универсальным, часто бесшовным в ключевых зонах, чтобы не было дискомфорта под рюкзаком.
Бывает, присылают ткань с заявленной эластичностью, а на практике она тянется только в одну сторону. И если лекала были рассчитаны на двустороннее растяжение, жди проблем. Поэтому теперь любой новый материал сначала идёт в пробный цех на раскрой и пошив тестового образца. Только так, методом проб, можно добиться того, чтобы толстовка крой и материал работали как одно целое.
Так к чему всё это? К тому, что крой — это не абстракция. Это сумма решений: где сделать шов, где добавить сантиметр, где убрать, какой угол выбрать. Это знание того, как будет вести себя ткань, и что будет делать человек в этой одежде.
Когда видишь на том же psodesign.ru готовую толстовку, кажется, что всё просто. Но за этим стоит куча эскизов, примерок, исправлений и иногда неудач. Идеальный крой невидим. Он ощущается только как полное удобство и та самая ?своя? вещь.
Поэтому в следующий раз, выбирая толстовку, обратите внимание не только на бирку с составом. Потяните её в руках, примерьте, поднимите руки, сядьте. Если ничего не тянет, не жмёт и не болтается — значит, над кроем работали те, кто понимает. А это, поверьте, дорогого стоит.