
Часто слышу, как люди ищут ?мембранную куртку для города?, представляя себе некий универсальный хай-тек предмет, который решит все проблемы. На деле же, многие заблуждаются, думая, что любая куртка с надписью ?мембрана? автоматически сделает их комфортными в городской среде. Это не совсем так. Город — это не поход, тут свои нюансы: от метро до офиса, от прогулки под моросящим дождем до необходимости выглядеть уместно. И здесь начинается самое интересное.
Когда мы говорим о городском использовании, речь редко идет об экстремальных параметрах водонепроницаемости в 20 000 мм или супер-дышащих свойствах для интенсивного треккинга. Чаще всего нужен баланс. Мембрана, конечно, важна — она отводит пар от тела, когда вы спешите на встречу или несетесь по эскалатору в метро. Но ключевое слово — мембранная куртка для города — подразумевает еще и дизайн, и вес, и шумность ткани. Помню, как клиенты возвращали отличные по характеристикам модели, потому что ткань ?гремела? как пакет при каждом движении — в тихом офисе это недопустимо.
Здесь часто ошибаются и производители, особенно те, кто привык шить для спорта. Они берут проверенную треккинговую ткань, делают из нее укороченную куртку и считают, что она ?городская?. Но кроится она часто слишком свободно для улицы, карманы расположены под рюкзачными лямками, а капюшон огромный, рассчитанный на шлем. В городе же важна приталенность, возможность надеть под пиджак или просто выглядеть аккуратно. Это не просто урезанная спортивная модель — это другой подход к конструированию.
Один из удачных примеров баланса, который я наблюдал в работе, связан с продукцией от ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт. На их сайте psodesign.ru в разделе функциональной одежды можно увидеть модели, где явно учтена эта городская специфика. Они не просто декларируют мембрану, но и работают с более мягкими, менее шуршащими тканями, предлагают более сдержанные крои. Их ассортимент, включающий спортивную и функциональную одежду, как раз позволяет переносить технологии в городской контекст, что видно по деталям.
Вот на что редко смотрят при покупке, но что выходит на первый план при ежедневной носке. Проклеены ли все швы? Для городского дождя и снега с мокрым снегом — часто достаточно критичных зон: плечи, кокетка, капюшон. Полная проклейка удорожает продукт и делает его менее дышащим, что для неспешной городской прогулки может быть излишним. Иногда разумный компромисс лучше перфекционизма.
Молнии. Казалось бы, мелочь. Но в городе вы расстегиваете и застегиваете куртку десятки раз в день — в машине, в кафе, в офисе. Молния должна ходить плавно, не цепляться за подкладку, а стоппер внизу — надежно фиксироваться. Видел немало курток, где после месяца носки молния на главной замке начинала ?есть? ткань. Идеально, когда используется флиппер (ветрозащитный клапан) за молнией, но он не должен быть громоздким.
Карманы. Их расположение — целая наука. В спортивных моделях верхние карманы часто находятся на груди — удобно с рюкзаком. В городе же вы, скорее всего, носите сумку через плечо или портфель. Карман на груди будет постоянно перекрыт лямкой. Гораздо практичнее смещенные вбок карманы или внутренние — для телефона, карточек, ключей. Причем внутренний карман должен быть достаточно глубоким и иметь надежную застежку, чтобы из него ничего не выпадало, когда вы наклоняетесь. Это те мелочи, по которым видно, думал ли дизайнер о реальном сценарии использования.
Самая большая ошибка — считать, что купил мембранную куртку и можно забыть о слоях. Мембрана работает в системе. В городе, где температура может колебаться в течение дня, критически важен правильный средний слой — флисовая или синтетическая утепляющая кофта. Если надеть под мембранную куртку хлопковый свитер, он быстро намокнет от пота и перестанет греть, а мембрана не справится с таким объемом влаги. Вы будете мерзнуть и удивляться, почему ?технология не работает?.
Отсюда вытекает и вопрос сезонности. Одна и та же куртка с мембраной 5 000/5 000 (и водонепроницаемость, и дышащесть) может служить с ранней осени до поздней весны, если правильно комбинировать ее со слоями. Зимой — с плотным утеплителем, весной — с тонкой флиской. Но многие бренды, в погоне за универсальностью, делают утепленные варианты, которые слишком жарки для межсезонья и недостаточно теплы для зимы. Лучше иметь одну хорошую демисезонную мембранную оболочку (шелл) и несколько утепляющих слоев разной степени теплоты.
В этом плане интересен подход компаний, которые работают с корпоративным сегментом, как та же ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт. В их ассортименте, как указано в описании, есть и корпоративная рабочая одежда. Когда делаешь униформу для курьеров или служб наружного наблюдения, ты не можешь позволить себе ошибку в подборе системы. Там сразу думают о слоях, о подвижности, о том, как человек будет проводить на улице 6-8 часов. Этот практический опыт затем часто переносится и на гражданские линейки функциональной одежды, что делает продукт более продуманным.
Ценник на мембранные вещи всегда вызывает вопросы. Дорогая куртка — не всегда самая подходящая для города. Иногда технологии, за которые вы платите (например, супер-растяжимая мембрана или сверхвысокая водозащита), в условиях асфальта и бетона просто не будут востребованы. Можно найти очень достойные варианты в среднем сегменте, где мембрана будет на уровне 3 000 — 8 000 мм, а ткань — приятной на ощупь.
Долговечность — отдельная тема. Город — агрессивная среда: трение о ремни безопасности в машине, контакт с поручнями в общественном транспорте, частые стирки из-за видимой грязи. Покрытие DWR (водоотталкивающая пропитка) на ткани будет сходить быстрее, чем на походной куртке. Его нужно регулярно восстанавливать специальными спреями или жидкостями при стирке. И да, стирать нужно правильно — жидкими средствами без отбеливателей, без кондиционеров, с двойным полосканием. Иначе поры мембраны забьются, и куртка перестанет ?дышать?. Сколько людей об этом знают при покупке?
Уход — это то, что убивает большинство мембранных вещей раньше срока. Люди стирают их обычным порошком, сушат на батарее или, что еще хуже, гладят. После этого жалуются на протечки и отсутствие комфорта. Производители, конечно, пишут инструкции, но кто их читает? Отсюда мой совет: выбирая мембранную куртку для города, сразу оцените, готовы ли вы за ней ухаживать. Если нет, возможно, стоит рассмотреть варианты с хорошими водоотталкивающими пропитками, но без мембраны — они менее капризны.
Итак, если резюмировать мой опыт и наблюдения, идеальная городская мембранка — это не самая технологичная, а самая сбалансированная. Обращайте внимание на ткань: она должна быть тихой, не слишком жесткой. Крой — скорее приталенный, без лишнего объема, но с учетом возможности надеть толстый свитер. Проверьте расположение карманов на предмет совместимости с вашим типом сумки. Убедитесь, что критичные швы проклеены. И оцените, насколько легко будет восстанавливать DWR-покрытие на этой конкретной ткани.
Не гонитесь за максимальными цифрами. Для города достаточно мембраны с параметрами 5 000/5 000 или около того. Гораздо важнее, как куртка сидит, как застегивается и насколько она универсальна в вашем гардеробе. Она должна стать вашей рабочей лошадкой на несколько сезонов.
И последнее. Смотрите на производителей, которые работают в смежных практичных сегментах, например, в корпоративной униформе или рабочей одежде. Их продукты, как правило, лишены маркетингового пафоса, зато продуманы до мелочей, основанных на реальных сценариях использования. Именно такой подход, который я вижу, к примеру, в ассортименте ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, где функциональность для активного отдыха и для работы часто идет рука об руку, позволяет создавать по-настоящему адекватные вещи для городской среды. В конце концов, город — это та же сложная среда, просто с другими вызовами, и одежда должна помогать в них ориентироваться, а не создавать новые проблемы.