
Когда слышишь ?лыжный костюм зима?, первое, что приходит в голову большинству — яркая куртка и штаны, которые просто должны быть тёплыми. Вот тут и кроется главная ошибка. Зима в России — понятие растяжимое: минус пять в Подмосковье с мокрым снегом и минус тридцать пять на Урале с сухим ветром — это абсолютно разные вызовы для экипировки. И костюм, который отлично работает в первом случае, во втором может оказаться бесполезным, а то и опасным. Много лет работая с поставками и тестируя образцы в реальных условиях, я пришёл к выводу, что универсального решения не существует. Всё упирается в детали, которые в каталогах часто умалчивают.
Все сейчас помешаны на показателях водонепроницаемости и паропроницаемости. 10к, 15к, 20к мм водного столба — цифры, которые у всех на устах. Но вот нюанс, о котором мало кто говорит: сама по себе мембрана, даже самая продвинутая, без грамотно подобранного внутреннего слоя и утеплителя — деньги на ветер. Видел костюмы, где стояла отличная японская мембрана, но утеплитель был распределён так, что на спине его было минимум. В результате — холодно при статичном подъёме на подъёмнике.
Здесь, кстати, стоит отметить подход некоторых поставщиков, которые понимают эту комплексность. Например, в ассортименте ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт всегда видно, что они работают не с разрозненными компонентами, а со сбалансированными системами. На их сайте psodesign.ru можно увидеть, что акцент делается на функциональную одежду для активного отдыха в целом, а это подразумевает понимание, как слои работают вместе. Это важный признак профессионализма в цепочке поставок.
И ещё по материалам: синтетический утеплитель против пуха. Для активного катания в большинстве российских зимних реалий я всё же склоняюсь к современным синтетическим материалам с высоким коэффициентом теплоудержания даже во влажном состоянии. Пух, если промокнет от пота или мокрого снега, просто перестанет греть. А вот с синтетикой можно допустить некоторые огрехи в выборе интенсивности катания.
Крой — это то, что либо сразу чувствуешь, либо потом ненавидишь весь день. Слишком свободный лыжный костюм будет ?парусить? и цепляться за крепления, слишком узкий — ограничивать движение и нарушать кровообращение, что в мороз чревато. Особенно критична зона плеч и подмышек: при подъёме палок должна быть свобода, но без излишних складок ткани.
Швы. Проклеенные швы — это уже практически стандарт для верхнего сегмента. Но смотрите не только на куртку, но и на штаны, особенно в районе коленей и сидения. Именно там при частых контактах со снегом и подъёмником может начаться протекание. Однажды мы тестировали довольно дорогую модель, где на штанах швы в критичных местах были прошиты обычным способом. Через два дня активного катания в сырую погоду — лёгкая влажность внутри. Разочарование.
Вентиляция. Молнии под мышками — must have. Но хороши ли они, если их сетка плохо пропускает воздух? Или если замок заедает в мороз? Часто это элемент, на котором экономят. Нужно проверять вживую: расстегнуть-застегнуть в толстой перчатке.
Капюшон. Должен быть достаточно объёмным, чтобы поместился шлем, но при этом иметь регулировки для ношения без шлема. Идеально, если есть магнитная или иная удобная система фиксации у горла, чтобы не болтался на ветру.
Карманы. Их расположение — целая наука. Грубейшая ошибка — делать карманы для ски-пасса в местах, перекрытых лямкой рюкзака или поясом от сноуборда. Должен быть быстрый, интуитивный доступ. Внутренние карманы для телефона — обязательны, причём с утеплённой перегородкой, чтобы батарея не садилась моментально на морозе.
Манжеты. Простая резинка — прошлый век. Современные системы с внутренними ?галошами?, которые заходят поверх перчатки, и внешними регулируемыми клапанами — вот что действительно защищает от засыпания снега при падении. На это стоит обращать внимание при выборе костюма для зимы.
Часто спрашивают: ?Для какого диапазона температур подходит этот костюм??. Производители дают размытые формулировки. Мой метод — смотреть на вес утеплителя (в граммах на кв. метр) и тип мембраны. Для спокойного катания по подготовленным склонам при -10 до -20 подойдёт комплект с утеплителем 100-150 г в куртке и 80-100 в штанах. Для фрирайда или более суровых морозов — от 200 г и выше.
Приведу пример неудачи. Как-то взял для теста очень лёгкий и технологичный, как заявлено, костюм для активного катания. На горнолыжном курорте при -15 и ветре он показал себя прекрасно. Но стоило поехать в более морозный и менее ветреный регион, где приходилось больше стоять в очередях или медленно двигаться по лесу, — его недостаточная теплоизоляция для статичных моментов стала очевидна. Вывод: нужно чётко понимать свой сценарий использования.
Именно поэтому в работе с ассортиментом, как у ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, важно иметь линейку под разные нужды. В описании их компании указано, что они покрывают и спортивную одежду, и функциональную одежду для активного отдыха. Это как раз тот случай, когда нужно разделять: костюм для спортивных дисциплин и для прогулочного катания — это разная функциональность, хотя внешне может быть похоже.
Дорогой костюм можно убить за сезон неправильной стиркой. Главное правило — никаких обычных стиральных порошков. Они забивают поры мембраны. Только специальные жидкие средства. И крайне желательна повторная пропитка DWR-составом после нескольких стирок, чтобы верхний слой ткани продолжал отталкивать воду.
Часто изнашиваются не сами ткани, а фурнитура: замки, липучки. Качество фурнитуры — хороший индикатор общего уровня изделия. Дешёвые пластиковые замки на морозе ломаются, липучки быстро забиваются снегом и ворсом.
В итоге, выбирая лыжный костюм на зиму, нужно задавать себе не вопрос ?тёплый ли он??, а целую цепочку вопросов: для какой именно зимней погоды? для какого типа катания? насколько важна мобильность? как я буду за ним ухаживать? Ответы на них, а не яркие этикетки, приведут вас к той самой вещи, которая будет работать сезон за сезоном. И да, это всегда поиск компромисса, идеала нет. Но стремиться к нему, опираясь на практику, а не на рекламу, — единственный верный путь.