
Вот скажу сразу: когда слышу ?лонгслив бурда?, первое, что приходит в голову — это некондиция, брак, что-то безнадёжно испорченное. Но в реальной закупочной работе, особенно когда речь идёт о больших партиях базовых вещей для корпоративного сегмента или стартовых позициях в спортивной линейке, это понятие часто всплывает в переговорах. И тут важно не ошибиться в трактовке. Многие думают, что ?бурда? — это исключительно дефект пошива, но на деле под этим могут иметь в виду и неудачный крой, и ?не ту? плотность ткани, которая не соответствует заявленной спецификации, и даже проблемы с устойчивостью цвета после первой же стирки. Именно такие нюансы и съедают маржу.
Возьмём, к примеру, классический случай. Заказываем партию лонгсливов для корпоративной униформы сотрудников склада. Техническое задание, казалось бы, простое: 180-200 гр, пенье, плотная резинка ворота. Приходит образец — вроде всё нормально. А вот когда приходит вся партия, начинается: где-то шов по рукаву ?гуляет?, где-то ткань после контрольной стирки садится неоднородно, а на некоторых экземплярах и вовсе видны мелкие затяжки. Это и есть та самая ?бурда? в её производственном проявлении. Не брак, который сразу в утиль, а товар с пониженной потребительской стоимостью. Продать такое по полной цене уже не получится.
Именно поэтому в работе с поставщиками мы всегда акцентируем внимание на контроле качества не только предпродажном, но и постпродажном. Наш ассортимент, как, например, у ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, включает и корпоративную рабочую одежду, и спортивную форму. И если для промо-мероприятия можно закрыть глаза на мелкие огрехи, то для ежедневной носки сотрудников или для активных тренировок некачественный лонгслив — это прямая дорога к рекламациям. Сайт компании psodesign.ru в таком случае становится не просто витриной, а инструментом обратной связи, по которой сразу видно, с какими проблемами сталкиваются конечные клиенты.
Частая ошибка новичков в закупках — гнаться за низкой ценой, игнорируя спецификацию. Допустим, нужен лонгслив для функционального активного отдыха. Берут дешёвый вариант из непроверенной кулирки. А потом оказывается, что ткань не отводит влагу, как было нужно, краситель линяет после контакта с потом, да и сам крой не позволяет свободно двигаться. Вот и получается, что по факту купили бурду, хотя изначально в накладной стояло ?спортивный лонгслив?. Цена, конечно, была привлекательной. Но итоговая стоимость с учётом потерь на возвратах и испорченной репутации — катастрофическая.
Был у нас опыт с заказом партии лонгсливов с нанесением логотипа для небольшой сети фитнес-клубов. Всё прописали до мелочей: состав, плотность, страна-производитель ткани, метод печати (здесь выбрали флекс для долговечности). Поставщик прислал сертификаты, всё чисто. Но забыли уточнить один, казалось бы, малозначительный момент: обработка шва на горловине. В спецификации было просто ?усиленная резинка?. Пришла партия — резинка действительно плотная, но необработанный срез ткани внутри горловины был жёстким и натирал кожу при активных движениях. Для тренировок — неприемлемо. Клиент отказался принимать. Это типичный пример, когда лонгслив по формальным параметрам не бурда, но по факту использования — да.
Пришлось разбираться. Оказалось, фабрика сменила подрядчика на этапе пошива воротников, и тот, экономя время, пропустил этап обработки среза оверлоком. Мелочь? Для массового рынка, может, и да. Но для узкого сегмента качественной функциональной одежды — критично. Теперь в техзаданиях мы пишем не просто ?усиленная горловина?, а ?горловина из хлопковой ластичной резинки, с внутренним швом, обработанным плоским или мягким оверлочным швом?. И при запросе образцов обязательно проверяем этот момент вручную.
Этот случай хорошо иллюстрирует, почему ассортимент продукции, включающий спортивную одежду и функциональную одежду для активного отдыха, как у ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, требует от менеджера не административной, а почти инженерной работы. Нужно понимать не только, из чего шьётся вещь, но и как она шьётся. Иначе рискуешь получить на выходе ту самую бурду, даже если изначально всё было ?по ГОСТу?.
Ещё один камень преткновения — вес ткани. Часто в запросах пишут ?лонгслив, 160 гр?. И многие поставщики, особенно на больших торговых площадках, предлагают варианты. Но 160 гр — это усреднённый вес квадратного метра. А на деле один лонгслив из рыхлой, плохо скрученной нити будет казаться тонким и быстро растянется, а другой — из плотной пенье — будет ощущаться солиднее и прослужит дольше при том же заявленном весе. Вот эта ?рыхлость? и есть первый признак потенциальной бурды.
Мы как-то взяли на тест партию недорогих лонгсливов для корпоративного клиента, которому нужен был бюджетный вариант для разовых мероприятий. Вес заявлен 150 гр. На вид — нормально. Но после первой же стирки в режиме 40 градусов часть изделий заметно вытянулась в длину, а ткань стала полупрозрачной. То есть, для носки с термобельём или как самостоятельный предмет — уже не годится. Формально — не брак, ткань цела, швы не разошлись. Но по факту — товар с сильно ограниченным применением. Клиент, конечно, был недоволен.
Теперь мы для себя чётко разделяем: лонгсливы для промо (одноразовые, по сути) и лонгсливы для постоянной носки в составе униформы или для спорта. И во втором случае смотрим не только на цифры в спецификации, но и обязательно требуем физические образцы для stress-тестов: стирка, сушка, проверка на растяжение. Информация об этом есть и на нашем сайте psodesign.ru в разделе с корпоративной одеждой, но живой опыт важнее.
С цветом — отдельная история. Допустим, заказали 1000 синих лонгсливов. Первая партия в 300 штук пришла — цвет насыщенный, ровный. Вторая партия — оттенок чуть отличается, но в пределах, казалось бы, допустимого. Третья — явно светлее. Если смешивать эти партии в одной отгрузке для одного клиента, который заказывал униформу для всего отдела, — это гарантированная претензия. И для клиента это будет та самая бурда, несмотря на то, что по отдельности каждая вещь может быть сшита идеально.
Здесь важно работать с фабрикой, которая использует стабильные красители и строгий контроль на этапе окрашивания ткани. В нашем случае, когда мы формируем ассортимент для ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, мы стараемся закладывать время на производство всей партии цвета из одной покраски ткани. Да, это иногда дольше и может быть чуть дороже. Но это избавляет от головной боли потом. Особенно критично это для корпоративных заказов, где важен фирменный цвет компании.
Был неприятный урок с зелёным цветом для униформы службы охраны. Фабрика прислала часть партии, цвет — травяной. А через месяц дослала остаток — цвет уже ближе к хаки. Пришлось срочно искать решение, перекрашивать часть партии на месте, нести дополнительные расходы. С тех пор в контрактах прописываем допустимое отклонение по цвету (обычно по шкале Pantone или RAL) и право на отказ от партии, если отклонение превышено.
Так что же, совсем избежать риска получить лонгслив бурда нельзя? Можно существенно снизить. Первое — детализированное ТЗ. Не ?хлопковый лонгслив?, а точный состав (например, 100% хлопок пенье или 95% хлопок, 5% эластан), вес, тип переплетения, обработка швов, метод окрашивания. Второе — работа с проверенными фабриками, которые специализируются на нужном вам сегменте. Третье — обязательный этап с образцами, причём не одним, а из разных партий ткани.
И главное — нужно быть готовым лично проверять, щупать, тестировать. Никакие сертификаты не заменят практического ощущения. Лонгслив, который позиционируется для активного отдыха, нужно попробовать надеть и сделать в нём несколько активных движений. Проверить, не жмёт ли под мышками, не откручивается ли подол, не съезжает ли горловина.
В конечном счёте, наша задача как поставщика, будь то для собственного ассортимента на psodesign.ru или под заказ, — обеспечить, чтобы продукт, будь то спортивная одежда или корпоративная униформа, отрабатывал свою стоимость на все сто. Чтобы у клиента после получения заказа не возникало даже мысли о слове ?бурда?. Это сложно, требует внимания к мелочам и иногда нервов, но только так и строится долгосрочное доверие в этом бизнесе. Всё остальное — сиюминутная экономия, которая всегда выходит боком.