
Когда слышишь ?легкая куртка мембрана?, первое, что приходит в голову — это что-то супертехнологичное, дышащее и непромокаемое. Но на практике, за этими тремя словами скрывается куча нюансов, которые часто упускают из виду даже опытные покупатели, не говоря уже о некоторых поставщиках. Многие думают, что главное — это цифры: 5000 мм водного столба, 10000 г/м2/24ч. И всё. А на деле, если мембрана вклеена криво или подкладка ?не дружит? с основной тканью, все эти цифры — просто красивая надпись на бирке. Я много раз сталкивался с тем, что якобы одинаковые по характеристикам куртки от разных фабрик ведут себя в полевых условиях совершенно по-разному. И вот здесь начинается самое интересное.
Частая ошибка — считать, что легкая куртка мембрана работает сама по себе. Нет. Это всегда система: внешняя ткань, сама мембранная пленка (чаще всего это PU или ePTFE, та самая Gore-Tex, но есть и достойные азиатские аналоги), внутренний слой или подкладка, и, что критично, швы. Если швы не проклеены качественно, вода найдет лазейку. У нас в ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт был случай, когда партия курток для активного отдыха прошла лабораторные тесты на ?отлично?, а в первом же походе под затяжным дождем у нескольких швов появилась минимальная протечка. Лаборатория имитирует давление водного столба, а в реальности вода может затекать под углом, да еще и при трении рюкзака. Пришлось пересматривать технологию проклейки для определенных моделей, особенно в зонах повышенной нагрузки — плечи, локти.
И еще про ?легкость?. Легкая — не значит ?тонкая и хлипкая?. Идеальная легкая мембранная куртка для, скажем, треккинга — это баланс. Достаточно плотная внешняя ткань, чтобы не порваться о ветку, но при этом общий вес в пределах 400-600 граммов. Часто для этого используют рипстоп. Но если переборщить с плотностью, куртка теряет главное преимущество — компактность. Ее должно быть не жалко смять и затолкать в деньpack, когда станет жарко.
Дышит она или нет — зависит не только от мембраны. Если внутри надет хлопковый свитер, который впитывает весь пот и не отводит влагу, мембрана просто захлебнется. Об этом нужно помнить, когда формируешь ассортимент. Мы на psodesign.ru всегда стараемся объяснять клиентам, что функциональная одежда — это слои. И куртка с мембраной это финальный, защитный слой. Без правильной базовой одежды ее эффективность падает в разы.
В производстве легких мембранных курток есть несколько ключевых точек стоимости. Сама мембранная ткань — это одна статья. Фурнитура — молнии, пуговицы, кнопки — другая. И самое дорогое — это часто работа. Качественная проклейка швов, аккуратная строчка, установка вентиляционных молний — это ручная работа или труд высокоточного оборудования. На этом экономить — себе дороже.
У нас был опыт с заказом бюджетной линейки. Решили использовать хорошую, но не именитую корейскую мембрану и немного упростить крой. Вроде бы все получилось, куртки были легкие и непромокаемые. Но фурнитура, в целях экономии, была поставлена чуть слабее. И что вы думаете? Первыми вышли из строя не мембрана и не швы, а бегунки на молниях. После сезона активных выездов на природу клиенты жаловались именно на это. Вывод: экономить можно на бренде мембраны (сейчас многие азиатские производители делают отличные продукты), но нельзя — на фурнитуре и качестве сборки. Теперь для нашей корпоративной рабочей одежды, где тоже нужна защита от непогоды, мы этот принцип применяем в первую очередь.
Еще один момент — крой. Для спортивной одежды он один — более приталенный, не стесняющий движений. Для рабочей униформы — часто более свободный, с учетом того, что под куртку может быть надет толстый свитер или даже спецовка. Одна и та же мембранная ткань, но разный крой — и получаются два абсолютно разных продукта для разных сценариев. На сайте ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт мы как раз разделяем эти категории, потому что путать их — значит обманывать ожидания клиента.
Вот что многие ненавидят в мембранных вещах — это особый уход. И тут я их понимаю. Но это не прихоть производителей. Мембрана дышит через микроскопические поры. Если их забить обычным стиральным порошком (а точнее, его ПАВами и отдушками), куртка превратится в обычный непромокаемый плащ, внутри которого будет парко. Видел такое не раз.
Рекомендую только жидкие средства для стирки с пометкой ?для мембранных тканей?. И главное — регулярная повторная пропитка DWR покрытия (это то, что заставляет воду скатываться каплями с поверхности). Многие думают, что если куртка начала промокать сверху, то мембрана сдохла. В 90% случаев ?умерло? именно DWR-покрытие на внешней ткани. Его можно и нужно восстанавливать специальными спреями или в стиральной машине с соответствующей пропиткой. После такой обработки старая куртка снова оживает. Мы всегда кладем краткую памятку по уходу в бирку, но, честно говоря, читают ее единицы.
И да, сушка. Никаких батарей и прямого солнца. Идеально — расправить и повесить в хорошо проветриваемом помещении. Высокая температура может повредить и мембрану, и клеевые швы. Казалось бы, мелочь, но из-за неправильной сушки мы получали гарантийные случаи отслоения пленки.
Возьмем, к примеру, заказ для горного клуба. Им нужны были легкие куртки с мембраной для гидов. Основные требования: максимальная легкость, наличие вентиляции под мышками (это must-have для любой активной деятельности), капюшон, хорошо совместимый со шлемом, и яркие, заметные цвета. И чтобы все швы были проклеены. Сделали. Но в процессе обсуждения выяснилась деталь: гиды часто носят рацию на плечевом ремешке. Пришлось в зоне плеча дополнительно усиливать ткань рипстопом и делать более плоский шов, чтобы ремень не натирал и не давил на мембрану в одной точке. Это тот самый нюанс, который не прописан в стандартных ТЗ, но который выявляется только в диалоге с практиками.
Совсем другой кейс — корпоративная рабочая одежда для служб, работающих на улице. Там важна не столько ультралегкость, сколько прочность, больше карманов (и часто — с клапанами), более длинная спина и, как правило, темные, немаркие цвета. Мембрана тут нужна не для бега в гору, а для защиты от промозглого дождя или мокрого снега в течение долгой смены. И здесь как раз важна та самая система: если под куртку выдают хлопковый комбинезон, то вся функциональность мембраны сводится на нет. Приходится проводить ликбез для заказчиков, объясняя важность влагоотводящего нижнего слоя. Иногда это приводит к пересмотру всего комплекта униформы, что, в общем-то, правильно.
Сейчас тренд — на экологичность. Это касается и мембран. Появляются ткани с переработанными полиэстерами, без PFC (перфторированных соединений) в DWR-покрытии. Они, честно говоря, пока немного уступают в долговечности покрытия классическим вариантам, но прогресс налицо. Для многих европейских клиентов это уже не просто ?хотелка?, а обязательное требование. При формировании ассортимента на psodesign.ru мы теперь обязательно добавляем в линейку несколько моделей с такими ?чистыми? мембранами. Спрос пока не массовый, но растет.
Еще одно направление — гибридные материалы. Не просто мембранная вставка, а, например, комбинация разных по плотности и растяжимости мембранных тканей в одной куртке. Скажем, на плечах и предплечьях — более плотная и прочная, на спине и боках — более эластичная и дышащая. Это сложнее в раскрое и пошиве, дороже, но результат того стоит. Такие вещи пока штучные, почти штучной работы, но за ними, мне кажется, будущее для премиального сегмента спортивной одежды.
В итоге, возвращаясь к началу. Легкая куртка мембрана — это не просто товарная позиция. Это всегда компромисс между весом, прочностью, воздухопроницаемостью, стоимостью и целевым использованием. Самый главный совет, который я могу дать после всех этих лет и просмотренных образцов: смотрите не на бирку, а на детали. На ровность проклейки швов, на качество молнии, на продуманность кроя. И обязательно спрашивайте, в каких условиях ее планируют использовать. Потому что идеальной для всех куртки не существует. А та, что идеально подходит под конкретную задачу — вот это и есть настоящая качественная вещь.