
Вот это сочетание — ?городская outdoor-одежда? — у всех на слуху, но мало кто понимает, что за ним стоит на самом деле. Часто думают, что это просто куртка потеплее да покрасивее, чтобы и в метро не стыдно, и ветер не продул. Но это лишь верхушка. На деле, это постоянный поиск баланса, который редко удаётся идеально: между технологичными мембранами и городским силуэтом, между лёгкостью упаковки и презентабельным видом в офисе. Многие бренды спотыкаются, делая либо чистый хайкинг, слегка приглаженный, либо городскую верхнюю одежду с наклеенной этикеткой ?outdoor?. А настоящая фишка — в деталях, которые не видны с первого взгляда.
Когда ко мне обращаются из компании вроде ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, с их широким ассортиментом от спортивной формы до корпоративной униформы, вопрос часто стоит так: ?А можем ли мы сделать городскую outdoor-линию??. И первое, с чего начинается разговор — а для кого? Для того, кто идёт от дома до машины, или для того, кто полдня может провести в промозглом городе на разных концах, перемещаясь на всём, что движется? Это разные вещи.
Вот, к примеру, возьмём их сайт psodesign.ru. Видно, что компания работает с разными сегментами функциональной одежды. И здесь кроется и сила, и ловушка. Опыт в пошиве рабочей одежды даёт понимание прочности материалов и эргономики, но городской потребитель хочет другого кроя, других тканей. Нельзя просто взять ткань от рабочих ветровок и сделать из неё стильную городскую парку. Будет грубо, тяжело и не ?носибельно? в повседневке. Это частая ошибка при расширении ассортимента.
Поэтому первый практический шаг — это не поиск супер-мембраны, а подбор ?городских? тканей с outdoor-обработкой. Например, плотный хлопок с DWR-пропиткой (водоотталкивающей), который выглядит как обычная ткань, но капли скатываются. Или мягкий флис, который не ?спортивно? кричащего цвета, а более приглушённых, городских оттенков. Это то, что мы начинали тестировать несколько сезонов назад, и первые образцы были провальными — ткань дышала, но выглядела дешёвой. Пришлось перебирать поставщиков.
Следующий камень преткновения — крой. Outdoor-одежда для треккинга часто предполагает активные движения, поэтому она просторная. Перенеси это в город — получится мешок. Городской житель хочет свободы, но не в ущерб силуэту. Мы долго экспериментировали с проймой и спинкой. Скажем, в классической городской куртке подкладка пришита. В нашей гибридной версии нужно было сделать так, чтобы подкладка (часто сетчатая для вентиляции) не тянула основную ткань и не создавала складок, когда куртка снята и перекинута на стул.
Один из удачных, на мой взгляд, примеров — модель мягкой shell-куртки, которую мы условно называли ?городской слой?. Не утеплённая, но с ветрозащитой. Крой — слегка приталенный, но с эластичными вставками по бокам и под мышками, которые не видны. Человек может сделать широкий шаг, чтобы догнать автобус, или потянуться за чем-то на верхней полке — и ничего не порвётся, не будет натяжения. Но чтобы прийти к этому, мы ?убили? кучу образцов, где эти вставки были слишком заметны или, наоборот, бесполезны.
И здесь опять вспоминается опыт работы с корпоративной одеждой, который есть у ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт. Ведь там тоже важна свобода движений для работников. Можно взять за основу их наработки по эргономике униформы, но серьёзно адаптировать под менее стандартные, более динамичные городские сценарии. Это не копипаста, а скорее переосмысление.
Вот где начинается настоящая магия или, наоборот, провал. Молнии. В pure outdoor используют мощные, зубчатые, часто с двумя слайдерами. В городе они смотрятся чужеродно, шумят, цепляются за сумки. Переход на более плоские, бесшумные молнии типа Vislon — было одним из первых правильных решений. Но и тут нюанс: они менее прочные на разрыв. Пришлось усиливать планку под молнию в критичных местах, не утяжеляя всю конструкцию.
Карманы. Их расположение — целая наука. В треккинговой куртке карман может быть на груди, под рюкзачным поясом. В городской — важно, чтобы к нему можно было легко дотянуться, сидя в машине или держась за поручень в метро. И при этом, чтобы из него ничего не выпадало при наклоне. Мы делали прототип с идеально расположенным, как нам казалось, внутренним карманом для телефона. Оказалось, при ношении через плечо сумки-почтальонка доступ к нему полностью блокируется. Мелочь? Для конечного пользователя — критично.
Капюшоны. Отдельная боль. Объёмный, регулируемый капюшон с козырьком — must have для outdoor. Но в городе его не всегда носят, а сложенный он не должен превращаться в нелепый горб на спине. Решение — делать капюшон съёмным или убирающимся в специальный воротник-стойку. Но это удорожает конструкцию. Для массового рынка, возможно, и не нужно, но для позиционирования в сегменте качественной городской outdoor-одежды — это та деталь, которая показывает, что производитель думал о сценариях использования.
Здесь царит огромное заблуждение, что для городской outdoor-одежды обязательно нужны мембраны типа Gore-Tex. В 90% городских случаев это overkill. Человеку не нужна защита от ливня на протяжении 8 часов похода. Ему нужно не промокнуть, пробежав 10 минут от станции до дома. И чтобы куртка при этом дышала в переполненном вагоне метро.
Мы стали чаще смотреть в сторону тканей с пропитками, в сторону soft shell. Они лучше справляются с городскими ?агрегатными состояниями?: мокрый снег, слякоть, колючий ветер между домами. И выглядят при этом менее ?технически?. Важный момент — вес. Тяжёлая куртка, которую носят в городе целый день, утомляет. Поэтому выбор часто падает на полиамидные или полиэстеровые смеси с небольшим процентом эластана. Они держат форму, тянутся и мало весят.
Но и тут есть подводные камни. Дешёвые пропитки DWR сходят после 5-10 стирок. Приходится либо объяснять покупателю необходимость повторной обработки (что в городе почти никто не делает), либо изначально закладывать в стоимость более стойкие решения, например, на основе Teflon. Это тот самый момент, где бизнес-решение сталкивается с потребительским ожиданием. Компания, которая занимается импортом и экспортом, как ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, здесь имеет преимущество — доступ к разным фабрикам и возможность тестировать разные варианты отделки на одних и тех же тканевых основах.
Всё, что описано выше, упирается в производство. Когда ты проектируешь такую одежду, ты постоянно натыкаешься на ?а можно ли это вообще сшить в промышленных масштабах??. Та же идея со скрытыми эластичными вставками. На образце, сшитом в ателье, всё выглядело отлично. На производственной линии выяснилось, что для их вшивания нужна перестройка операции, дополнительные шаги, а значит, время и деньги.
Или история с цветом. Городская палитра — это не яркие кислотные цвета для безопасности в лесу. Это сложные, приглушённые оттенки: тёмный хаки, графит, тёмный индиго. Оказалось, что добиться стабильного окраса на технической ткани с пропиткой — та ещё задача. Партия к партии могла плавать. А для городской истории, где куртку часто носят с джинсами или чиносами, несоответствие оттенка верха и низа сразу бросается в глаза. Пришлось ужесточать контроль на этапе приёмки тканей.
Работая с производителем, который, как psodesign.ru, охватывает и спорт, и корпоративный сегмент, можно попробовать оптимизировать эти процессы. Например, использовать уже отлаженные цепочки поставок фурнитуры (тех же молний, кнопок, шнуров) от линии рабочей одежды, но применять их в более ?модных? моделях. Это снижает стоимость и ускоряет производство. Но, опять же, требует тесной коммуникации между дизайнерами, технологами и закупщиками. Без этого получается каша.
Так что же в сухом остатке? Городская outdoor-одежда — это не какой-то отдельный вид товара. Это, скорее, подход к проектированию. Это когда ты постоянно задаёшь вопросы: ?А где это будет носить человек? А что он будет делать? А что он наденет под это??. Это постоянный компромисс без потери сути.
Успешная модель в этой категории — та, которая не кричит о своих технологиях, а тихо и надёжно работает. Которая после долгого дня не висит мокрым грузом на стуле, а быстро сохнет. Которая позволяет забыть о себе и сосредоточиться на своих делах в городе, который редко бывает комфортным. Достичь этого сложнее, чем сделать очередную треккинговую куртку, потому что критериев больше, и многие из них субъективны.
Для компаний, которые, как наша, находятся в процессе освоения этого направления, главный совет — начинать с малого. Не пытаться сразу сделать полную коллекцию. Взять одну базовую модель (скажем, ту самую soft shell куртку), проработать её до идеала, протестировать в реальной городской жизни, получить фидбэк и только потом двигаться дальше. И помнить, что конечная цель — не произвести одежду для выживания, а создать вещь для жизни. Жизни в городе, со всеми его неожиданными поворотами погоды и планов.