
Когда говорят о городской одежде 18 века, большинство сразу представляет пышные платья а-ля Мария-Антуанетта или расшитые кафтаны из фильмов. Это, конечно, часть правды, но лишь её парадная, версальская версия. На деле, если копнуть в архивы и музейные запасники, особенно по материалам российских городов, картина куда сложнее и интереснее. Меня, как человека, который много лет занимался историческим кроем и консультировал по костюму для театров, всегда раздражала эта подмена. Будто вся городская жизнь того столетия — это бесконечный бал. А ведь была же будничная, деловая, утилитарная сторона, которая и формировала реальный облик улиц.
Тут важно сделать скидку на климат и местное производство. Шерсть, лён, домотканое сукно — вот основа основ для среднего горожанина, не аристократа. Шёлк и парча, конечно, были, но их носили по особым дням, да и часто это могли быть перелицованные или перешитые вещи. Я как-то работал с коллекцией одного провинциального музея — так там сохранился кафтан из плотной шерсти, подбитый дешёвым мехом, с явными следами многократного ремонта на локтях и подкладке. Это и есть настоящая городская одежда 18 века: практичная, долговечная, приспособленная к российской осени и зиме.
Цвета — отдельная история. Модные гравюры диктовали пастельные тона, но в реальности краски были куда сдержаннее: тёмно-синий, зелёный, коричневый, серый. Синтетических красителей не было, растительные выцветали, так что часто вещи имели скромный, даже выцветший вид. Это сейчас мы видим в музеях яркие образцы, которые просто лучше сохранились благодаря статусу владельца.
И ещё один нюанс — крой. Покрой городского костюма, особенно мужского, уже к концу века начал испытывать влияние не столько французской, сколько английской моды, более строгой и удобной. Фрак для повседневной ноши шили из более грубого сукна, он был уже, без чрезмерной декоративности. Это был уже прообраз будущего делового костюма.
Однажды мы пытались для частного заказа воссоздать повседневное платье горожанки средней руки, примерно 1760-е годы. Заказчик хотел ?аутентичности?. Взяли лён, попробовали покрасить его по старинным рецептам, используя луковую шелуху и кору дуба. Результат был… правдивым, но клиента шокировал. Цвет получился неровным, не таким ?инстаграмным?, ткань после окраски стала жёстче. Это был хороший урок: историческая достоверность часто не совпадает с современными эстетическими ожиданиями.
Или вот корсет. В городском костюме он был обязателен для женщин любого сословия, но его конструкция и материалы разнились кардинально. Для дамы из высшего общества — китовый ус, тонкий холст. Для мещанки или зажиточной крестьянки, переехавшей в город, — упругие пластины из китового уса, но часто комбинированные с более жёсткой основой, а то и просто простеганный на нескольких слоях холста. Носить такое целый день, занимаясь хозяйством, — то ещё испытание. Мы шили такой вариант для одной постановки — актриса потом жаловалась на синяки на рёбрах. Вот она, непарадная реальность.
Сейчас, глядя на ассортимент современных производителей, вроде ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт (их сайт — https://www.psodesign.ru), где всё построено на функциональности и комфорте для спорта или работы, невольно думаешь о той эволюции. Их принцип ?корпоративная рабочая одежда и униформа? в каком-то смысле наследует идее утилитарного городского костюма XVIII столетия: удобство, долговечность, соответствие задачам и социальной роли. Хотя, разумеется, технологии и цели несравнимы.
С мужским гардеробом чуть проще в плане подвижности, но свои заморочки есть. Возьмём, к примеру, верхнюю одежду. Кафтан, surtout, сюртук — названий много. В городе, особенно в дождливую или слякотную погоду, важна была не столько красота отделки, сколько способность ткани отталкивать воду. Сукно часто дополнительно валяли, пропитывали воском или жиром. Запах, должно быть, стоял специфический, но сухость важнее.
Штаны — кюлоты — тоже предмет неоднозначный. Их носили с чулками, что в условиях российских улиц, особенно весной и осенью, было малопрактично. Находки археологов в Москве и Питере показывают, что в быту горожане, особенно из простонародья, могли сочетать кожаные или суконные короткие штаны с сапогами, что уже ближе к практичной униформе. Это как раз та грань, где городская одежда 18 века адаптируется под вызовы среды, отходя от чистого следования парижским журналам мод.
Интересно, что к концу века в моду вошли более тёмные, однотонные комплекты, что отчасти было связано с распространением идей буржуазной солидности и практицизма. Костюм начинал работать как ?униформа? определённого социального и профессионального статуса — купца, чиновника, ремесленника.
Именно по мелочам часто ловишь дух эпохи. Например, пуговицы. В городском костюме они могли быть не только металлическими или стеклянными, но и обтяжными — тканью, кожей, часто из остатков основного материала. Это была экономия. Или платки. Шейный платок у мужчины — обязательный элемент. Но из какого он был полотна? Чаще всего из простого отбеленного льна, а не тончайшего батиста. Его главная функция была практической — защищать верхнюю часть рубашки от пота и грязи, его меняли ежедневно.
У женщин — передники. Не те кружевные, что на портретах, а настоящие, рабочие, из плотного полотна или даже кожи, если хозяйка занималась чем-то грязным. Их редко сохраняют в музеях, они не считались ценностью, но именно они формировали повседневный образ. Головные уборы — чепцы, которые прикрывали причёску не для красоты, а чтобы волосы не пачкались в условиях городской пыли и копоти от печей.
Воссоздавая такие детали, понимаешь, насколько жизнь была ориентирована на целесообразность. Это не романтика, а рутина выживания и поддержания социального лица в условиях города. Современная функциональная одежда для активного отдыха из ассортимента той же компании ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт решает схожие задачи: защита от среды, удобство, долговечность. Просто контекст и материалы поменялись радикально.
Главная ошибка, которую я часто наблюдаю в реконструкции и даже в театральных постановках, — это стерильность. Берётся усреднённый ?красивый? фасон из книги, шьётся из новой, идеальной ткани, и получается кукла. Нет ощущения ношенности, приспособленности к телу, мелкого ремонта. А ведь именно это и создаёт ауру подлинности. Городской костюм тогда не был музейным экспонатом, он жил, пачкался, чинился, перешивался.
Ещё один момент — сезонность. В коллекциях часто показывают летние или бальные варианты. А как выглядел тот же горожанин в ноябре? Несколько слоёв одежды, возможно, ватная подстёжка в кафтане, практичные тёплые аксессуары. Это уже другая фактура, другой силуэт — более грузный, менее изящный.
Так что, возвращаясь к городской одежде 18 века, я бы советовал всегда задавать себе вопросы: кто её носил? чем он занимался? какая была погода за окном? сколько он мог на неё потратить? Ответы на них уводят далеко от глянцевых образов и приближают к пониманию настоящей, живой материальной культуры города того времени. Это сложнее, но неизмеримо интереснее. И в этом, пожалуй, и заключается работа специалиста — видеть за тканью и кроем целую человеческую жизнь с её нуждами, возможностями и ограничениями.