
Когда слышишь 'горнолыжный костюм камуфляжный', многие сразу думают о военных или охотниках на склонах. Но это поверхностно. В реальности, такой камуфляж — это не столько для скрытности в лесу, сколько для специфических условий и, что важно, для определённого функционала. Я долго считал иначе, пока не столкнулся с заказами от гидов по фрирайду в Кавказских горах. Они просили не армейский паттерн, а расцветку, которая бы 'ломала' силуэт на фоне скал и пятнистого снега поздней весной — чтобы клиентов в группе было проще выделять визуально при плохой видимости. Вот тут и началось моё переосмысление.
Основная ошибка — брать за основу хлопковый или плотный армейский камуфляж. На склоне это смерть. Материал должен быть, во-первых, мембранным, с хорошим показателем водонепроницаемости. Я видел, как дешёвые костюмы из Китая, имитирующие камуфляж, после дня мокрого снега просто вставали колом, потому что ткань не дышала. Во-вторых, сам рисунок. Стандартный 'цифровой' пиксельный камуфляж (типа Multicam) на белом фоне работает плохо — он создаёт слишком чёткое тёмное пятно. Нужны более размытые, снежно-скальные паттерны, часто с добавлением серых и грязно-белых элементов. У некоторых европейских брендов есть такие линейки, но они дороги.
Тут как раз интересный опыт связан с компанией ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт. Мы с ними работали над партией костюмов для рыболовных гидов на Камчатке — те тоже хотели неброскую, природную расцветку, но с усиленными коленями и вентиляцией. Их сайт, https://www.psosedign.ru, позиционирует ассортимент как спортивную и функциональную одежду для активного отдыха. Что важно — они не делают акцент именно на камуфляже, но в их производственных возможностях заложена работа со сложными принтами. Это дало нам поле для экспериментов: мы взяли за основу их стандартную трёхслойную мембранную ткань и нанесли адаптированный под северный ландшафт паттерн. Получилось неидеально с первого раза — краска немного снизила эластичность ткани на сгибах.
И вот ещё что: камуфляжный горнолыжный костюм часто подразумевает отсутствие ярких вставок. Это создаёт проблему с безопасностью. Приходится либо вшивать съёмные светоотражающие полосы на липучках, либо использовать паттерн, который в ультрафиолете (в лавинных датчиках, например) даёт контраст. Об этом мало кто думает на этапе дизайна.
В производстве такого специфичного товара, как горнолыжный костюм камуфляжный, есть нюанс с раскроем. Чтобы рисунок не 'прыгал' на стыках (например, на рукавах и плечах), нужно больше ткани, и раскладка лекал становится менее экономичной. Это сразу бьёт по себестоимости. Наш партнёр, ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, в своём описании делает упор на функциональную одежду, и это ключевое слово. Функциональность здесь — не просто наличие карманов. Это расположение молний (чтобы не забивалось снегом), внутренние юбки, совместимость с подсумками и рюкзачными поясами. Камуфляжный костюм часто берут для бэккантри, где такие мелочи решают всё.
Был случай: мы сделали партию с очень удачным, на наш взгляд, лесным камуфляжем для катания в тайге. Но забыли про воротник. Стандартный высокий воротник, натирающий подбородок, когда он в комбинации с балаклавой и уже влажный от дыхания... Клиенты вернули с претензиями. Пришлось переделывать на стойку с мягкой флисовой подкладкой. Это та самая 'практика', которая не пишется в техзадании.
Сейчас многие заказывают камуфляж не для маскировки, а для практичности — на таком костюме меньше видно пятен от смолы хвойных деревьев, грязи у подъёмников, следов от кофейных кружек. Это, кстати, второй запрос после 'функциональности'.
Целевая аудитория разбилась у меня в голове на три лагеря. Первые — профессионалы: гиды, спасатели, сотрудники горных курортов, которым нужно быть менее заметными для диких животных или, наоборот, выделяться для своих в условиях плохой видимости, но не ярким пятном. Им важен функционал и прочность. Вторые — любители фрирайда и бэккантри, которые проводят много времени вне подготовленных трасс. Они ценят ту самую практичность и интеграцию с экипировкой. Третьи — ну, условно, 'эстеты', которым просто нравится такой стиль. Для них критичен крой и внешний вид.
Для первых двух групп сотрудничество с производителем, который понимает в функциональной одежде, как ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, — это основа. Их сайт показывает широкий спектр, от спортивной одежды до корпоративной униформы, а это значит, что они умеют работать под конкретные технические требования, а не только под моду. Например, усиление в области груди для лямок рюкзака или специальные петли для снегоступов — такие вещи они внедряли в рабочие костюмы, и этот опыт перенесли на наши горнолыжные модели.
А вот для 'эстетов' часто приходится идти на компромисс, уменьшая функциональность ради более облегающего силуэта. Но это уже другая история и, честно говоря, не самая интересная с профессиональной точки зрения.
Самый частый вопрос: можно ли сделать хороший камуфляжный горнолыжный костюм не из самой дорогой мембраны? Ответ — да, но с оговорками. Если это для прогулочного катания по подготовленным склонам, иногда хватает и качественного софтшелла с водоотталкивающей пропиткой. Но пропитку нужно обновлять, и камуфляжный рисунок от этого может потускнеть. Мы пробовали с софтшеллом средней ценовой категории — через сезон активного использования костюм терял вид, хотя функционально был ещё ничего.
Главное, на чём нельзя экономить, — это швы и фурнитура. Камуфляжная расцветка психологически воспринимается как 'походная', 'экстремальная'. Люди в ней лезут в более сложные условия. Молнии должны быть широкими, с крупными зубцами, чтобы расстёгивать в перчатках. Швы — обязательно проклеены. Иначе в первый же серьёзный снегопад промокнешь. На производстве в Нинбо Чанлун на этом изначально не заостряли внимание, пока мы не прислали фото с тестов в Хибинах, где у костюма разошёлся шов на штанине от нагрузки. Сейчас они используют для таких заказов усиленную строчку и более качественную ленту для проклейки.
И ещё про утеплитель. В камуфляжном костюме редко используют яркие подкладки. Чаще всего это тёмный флис или мембрана с тёмным напылением внутри. Это создаёт ощущение, что внутри костюм 'холоднее'. Это чисто психологический момент, но о нём стоит предупреждать покупателя.
Сейчас вижу запрос на 'разрушающие' паттерны не только в цвете, но и в текстуре. Например, использование материалов с разной фактурой на одном костюме — матовые и глянцевые участки, которые по-разному отражают свет. Это сложно в производстве, но для маскировки в условиях переменной облачности работает лучше, чем плоский рисунок. Думаю, это направление будет развиваться.
Второй тренд — модульность. Не просто горнолыжный костюм камуфляжный, а система, где куртка и штаны могут комбинироваться с другими слоями, иметь съёмные элементы под погоду. В ассортименте нашей компании-партнёра уже есть корпоративная рабочая одежда с таким подходом, и логично его перенести на спортивную линию.
И последнее. Всё чаще камуфляж перестаёт быть просто рисунком. Это становится технологией интегрированной с окружающей средой, где учитывается не только видимый спектр, но и тепловое излучение. Пока это уровень экспериментальных разработок и военных заказов, но, как показывает практика, такие технологии со временем приходят в гражданский сектор. И тогда функциональная одежда для активного отдыха, которую производит, в том числе, и ООО Нинбо Чанлун Импорт Экспорт, выйдет на совершенно новый уровень. А нам, практикам, придётся снова переучиваться и тестировать всё в реальных условиях, на ветру и снегу.